Подруливающие устройства

Подруливающие устройства - это судовое устройство, предназначенное для активного управления судном, это рабочий орган (винт) в сквозном канале, проходящем от одного борта судна к другому борту, перпендикулярно его диаметральной плоскости.

Подруливающее устройство устанавливается в носовой части судна или в носовой и кормовой частях одновременно. Оно позволяет улучшить управляемость судном на малых скоростях или при остановленном главном двигателе, при сравнительно больших скоростях хода подруливающее устройство теряет эффективность. Применяют различного рода подруливающие устройства для повышения маневренных качеств судна. Установленные в носовой или кормовой частях, они создают поперечную силу, которая обеспечивает быстрый разворот судна. Основной же задачей подруливающих устройств на судне является повышение маневренности. Но, что несоизмеримо важнее, подруливающее устройство - это важный элемент безопасности в условиях швартовки при сильном ветре и течении, или в стесненных условиях яхт-клуба.


По конструктивному оформлению подруливающие устройства можно разделить на три вида:

- навесные

- туннельные

- насосные


Навесное подруливающее устройство представляет собой винт, установленный на специальном кронштейне в носовой части судна. Вместе с кронштейном винт может поворачиваться в горизонтальной плоскости, обеспечивая упор в любом желаемом направлении.


Суда, оборудованные туннельным подруливающим устройством, имеют в носовой части ниже ватерлинии туннель - прямой открытый трубопровод, идущий от борта к борту, перпендикулярно диаметральной плоскости. Внутри туннеля помещен винт, при работе которого по туннелю перекачивается вода, в результате чего возникает поперечная сила.


Насосное подруливающее устройство имеет в носовой части судна трубопровод, прорезающий ниже ватерлинии обшивку обоих бортов. В среднюю часть трубопровода встроен насос, по обеим сторонам которого имеются клинкеты с дистанционным приводом. Насос перекачивает по трубопроводу воду от одного борта к другому, создавая упор, направление которого обратно потоку воды.
Так же к подруливающим устройствам следует отнести активный руль. Его особенность - наличие вспомогательного винта, установленного на пере руля. Винт приводится в действие электродвигателем, вмонтированным в перо руля и закрытым обтекаемым кожухом. При работе этого винта создается сила - упор винта, которая передается на корпус судна под некоторым углом к диаметральной плоскости, в результате чего создается момент, поворачивающий судно.